За рулем,
10 октября 2017 г.
Полис е-ОСАГО: проверьте, не поддельный ли у вас! 554 просмотра
После массового внедрения электронных полисов «автогражданки» на рынке появился новый способ мошенничества, который применяют посредники. Они меняют сведения в распечатке полиса, ГИБДД его не проверяет, но никаких выплат по такому полису быть не может.
На рынке электронного ОСАГО работает много компаний-посредников, их услугами пользуются, как правило, жители «токсичных» регионов, то есть тех, где оформить автогражданку затруднительно. У клиента из неблагополучного региона могут возникнуть проблемы с загрузкой, постоянным обновлением и не сохранением данных. Тогда он прибегает к услугам посредников, пишет РБК, а те хитрят и указывают данные, соответствующие целевому сегменту страховой компании в регионах, где страховщику выгодно их продавать, при этом добиваясь выгодных коэффициентов для покупки самого дешевого полиса. Чтобы добиться своей цели, мошенники меняют разные данные — о стаже водителя, возрасте автомобиля и т. п. Разница в оплате может быть в разы, поскольку регион указывается благополучный, где проблем с покупкой полисов обычно не возникает, а потом в компьютерных программах-редакторах мошенники меняют данные марки авто, региона, стажа и т. д. и продают полис по цене для «токсичного» региона. Например, в таких регионах, как Крым и Чечня, самые низкие территориальные коэффициенты — 0,6, тогда как в Москве и Санкт-Петербурге — 2. Если рассчитать минимальную стоимость полиса для самой маломощной машины, самым большим коэффициентом стажа (от трех лет) и возраста (от 22 лет), а потом данные переоформить на реальный автомобиль, то разница в страховой премии может составить до 19 тыс. рублей, чем и пользуются мошенники. Сам автовладелец, как правило, ничего об этой махинации не знает и платит полную сумму, соответствующую его региону и остальным своим данным.
Эта схема используется теперь нередко, о наличии проблемы знают в «РЕСО-Гарантии», «АльфаСтраховании», «Росгосстрахе», ВСК и МАКСе. Сейчас у страховщика нет возможности оперативно проверять информацию при покупке е-полиса в отличие от бумажной версии. По оценкам страховщиков, таких полисов на рынке может быть порядка 5–10% от всех проданных e-ОСАГО, то есть около 250–500 тысяч штук.
В Банке России о проблеме знают и готовят комплекс мер противодействия. Регулятор отмечает, что автовладельцев следует информировать о том, что обращение к посредникам может привести к печальному результату. Деньги клиент заплатит по полной, а услугу так и не получит. С таким полисом можно долго и благополучно ездить: как правило, сотрудники ГИБДД проверяют автогражданку формально и обращают внимание больше на ее наличие. Проблема возникнет в случае обращения в страховую компанию после ДТП. Там обнаружится подделка, и страховая откажет в выплате, поскольку в базе РСА, несмотря на совпадение госномеров и VIN-кода, другие данные будут расходиться. Деньги с владельца такого полиса можно вытребовать через суд, и никого не будет интересовать, что он был не в курсе махинации.
Автовладелец может и сам обнаружить подделку, если уж пришлось воспользоваться услугами компании-посредника. При этом далеко не все они применяют мошенническую схему. Для этого он должен зайти на сайт РСА через 30 минут после оформления полиса. Данные об оформленном документе уже должны появиться в базе союза автостраховщиков, там и можно их сверить с теми, что указаны в полисе. Если на этом этапе удастся выявить подделку, клиент должен обратиться в полицию с заявлением, указав, при каких обстоятельствах и у кого был приобретен полис. Хотя, как говорят сами страховщики, обнаружить мошенников будет сложно, да и не любят правоохранительные органы заниматься расследованием таких нарушений.
Исправить ситуацию можно, лишь создав механизм обмена данными между ГИБДД и РСА. Тогда при оформлении электронного полиса информация будет автоматически уходить в ГИБДД за подтверждением. Если система выявит несовпадение, полис просто нельзя будет оформить.
Также РСА направил в ЦБ предложения по совершенствованию е-ОСАГО. В частности, предлагается при возникновении подозрений, что данные сфальсифицированы, разрешить страховой компании воспользоваться для проверки другими источниками информации: интерактивными сервисами федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов РФ, общедоступными источниками персональных данных, данными заводов — изготовителей транспортных средств и т. д. Предлагается разрешить страховой компании в одностороннем порядке расторгать электронные договоры, оформленные с нарушениями. Сейчас это можно сделать только через суд, в то время как при оформлении бумажного полиса страховщик сразу имеет право отказать в заключении договора.
- Недавно в РСА признали, что на этапе проверки данных при покупке электронных полисов часто происходят сбои. Чтобы наладить ситуацию необходимо модернизировать базу данных РСА, так как нагрузка на нее сильно возросла из-за появления новых сервисов. Когда базу создавали, не могли даже предположить, сколько всего ей предстоит поддерживать.
- Видов мошенничества в обязательном страховании автогражданской ответственности развелось так много, что ЦБ подумывает о введении института страховых детективов, которые занялись бы такими криминальными схемами.
АЛЕКСЕЕВА Елена
Вся пресса за 10 октября 2017 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Технологии, Страховое мошенничество
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
11 ноября 2024 г.
|
|
МК в Астрахани, 11 ноября 2024 г.
Роспотребнадзор по Астраханской области подал в суд на авиакомпанию «Победа»
|
10 ноября 2024 г.
|
|
НГС, Барнаул, 10 ноября 2024 г.
Сибирячка потребовала с больницы 10 миллионов рублей за неправильный диагноз
|
|
РБК (RBC.ru), 10 ноября 2024 г.
HFLabs завершил пилотный проект новой aCRM-системы
|
|
Конкурент, Владивосток, 10 ноября 2024 г.
Всем, у кого есть ОСАГО, готовят новые изменения – подробности
|
9 ноября 2024 г.
|
|
Наш дом Новосибирск, 9 ноября 2024 г.
Все что нужно знать о бесплатном туристическом страховании в Таиланде
|
|
Свободная пресса, ИД, Москва, 9 ноября 2024 г.
Михаил Матвеев: За гипс и роды у мигрантов бюджет заплатил уже десятки миллиардов
|
|
КурсивЪ, Астана, 9 ноября 2024 г.
Страховка от ненастья: как заработать на катастрофических облигациях
|
|
Российская газета онлайн, 9 ноября 2024 г.
Запчасти для авто начнут маркировать. Как это поможет бороться с контрафактом
|
|
Конкурент, Владивосток, 9 ноября 2024 г.
ОСАГО подъехала к «Госуслугам». Что ждет водителей
|
|
РБК.Тюмень, 9 ноября 2024 г.
В Тюменской области из-за аккуратных водителей подешевело ОСАГО
|
8 ноября 2024 г.
|
|
Московский комсомолец, 8 ноября 2024 г.
Эксперты оценили идею компенсации морального ущерба за кражу персональных данных
|
|
ТАСС, 8 ноября 2024 г.
ЦБ получил более 241 тыс. жалоб от потребителей финуслуг
|
|
cbr.ru, 8 ноября 2024 г.
За 9 месяцев 2024 года Банк России получил более 241 тыс. жалоб от потребителей финансовых услуг
|
|
Известия онлайн, 8 ноября 2024 г.
Эксперты оценили функцию напоминания об окончании срока ОСАГО через «Госуслуги»
|
|
Аргументы и факты-Нижний Новгород, 8 ноября 2024 г.
Мошенники выманивают деньги у нижегородцев под предлогом смены полиса ОМС
|
|
РИА Томск, 8 ноября 2024 г.
Эксперт: средняя выплата по ОСАГО превысила 90 тыс. руб. в Томской области
|
|
Медвестник, 8 ноября 2024 г.
В Ингушетии возбудили дело о нецелевом расходовании средств ОМС
|
 Остальные материалы за 8 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|